Что касается выплат по Закону 1244-1 чернобыльцам.
Забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью они ее не получают. Поэтому, чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении порядка, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Но Правительство усложнило этот процесс и теперь к началу следующего года количество чернобыльцев оставшихся без таких выплат может увеличиться. Считаю, что Государство обязано выплачивать положенные по Закону выплаты не спрашивая на то желания получателя такой выплаты, без заявлений от них.
Уважаемые крымчане чернобыльцы, пользователи сайта. Эта публикация к 8.15 час. 14 октября имеет 1060 просмотров, но только 15 человек проголосовавших в опросе. Неужели не интресен итог? Не верю что Вы столь инертны. Пожалуйста активней, включайтесь в процесс. Не отмалчивайтесь, Ваше мнение важно! И оно будет иметь немаловажное значение.Если Вы, уважаемые пользователи сайта не находите свой вариант ответа в опросе, предложите его в комментарии к публикации, как это сделал Самбурский Г.А.
Не секрет, что некоторые чернобыльцы, забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью в итоге ее не получают. По этой причине чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении процесса, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Однако внесенные Правительством изменения в порядок начисления таких выплат созданием излишней волокиты усложнили этот процесс и теперь возможно к концу года, к сожалению количество чернобыльцев не получивших такие выплаты может увеличиться. Сведений о получателях таких выплат у плательщика предостаточно. Сколько можно перепроверять их?
Уважаемая администрация сайта, уважаемый Григорий Яковлевич, вы как- то там на редакторском совете сайта определитесь..... Вот вы предлагаете проголосовать и сказать наше мнение о товарище Ткачёвой М.Р. Никого не хочу обидеть, выражаю только своё личное мнение, но думаю, что я не одинок в своих мыслях. Я не знаю этого человека, не знаю, чем она конкретно занимается, автором каких инициатив является, что реально сделала в своем регионе и в Крыму и т.д и т.п. Перечень вышеперечисленных ссылок по печатным и видео-материалам абсолютно не проясняет картину об информационном массиве деятельности уважаемой Ткачёвой Марины Рувиновны как в общественно-социальной так и чернобыльской направленности. Более чем за полторы суток нахождения статьи на сайте, сегодня на 19.40 проголосовало всего 13 человек из просмотревших эту статью 270 человек. Это только 4,8 % !!! Так вот стоит ли ставить на сайте вопрос о голосовании за человека, о деятельности которого, никто не знает ???
Костанайцы – ликвидаторы крупнейшей техногенной катастрофы XX века поделились воспоминаниями с «НК»
На Чернобыльскую АЭС Казахстан отправил около 46 тысяч человек, сегодня в живых осталось менее 4 тысяч.
26 апреля активисты областного объединения «Союз Чернобыль» обычно собераются в Парке Победы, чтобы почтить память участников ликвидации. В области осталось всего 140 ликвидаторов, почти все они живут в Костанае. В преддверии 35-й годовщины аварии журналисты «НК» узнали истории тех, кто оставил в зоне отчуждения свое здоровье, чтобы спасти жизни других.
На ликвидацию отправляли по большей части солдат срочной службы и «партизан» – так в Союзе называли военнообязанных участников учебных военных сборов. Адильбек Касымгалиев относился к первой категории. После института он служил под Целиноградом в химвойсках, до дембеля оставалось совсем немного.
– 26 апреля нас подняли по тревоге, в Чернобыль мы поехали одними из первых, – рассказывает ликвидатор. – Куда везут – не знали. К 1 мая, наконец, прибыли на место. Расположились в лесу, но даже не успели переночевать. Приехал генерал, и нас быстро переместили. Оказалось, лес быстро накапливает радиацию.
В 30-километровой зоне Адильбек расставлял датчики, которые фиксировали уровень радиации. Атомную станцию видел лишь издалека. Тех, кто был в непосредственной близости, говорит он, уже давно нет в живых… Два месяца, проведенных в зоне отчуждения, с годами дают о себе знать: проблемы с зубами, сердечно-сосудистые заболевания, слабость. Пошатнувшееся здоровье ликвидаторы могут поддержать раз в год в госпитале в Нур-Султане и в санатории.
Мурат Карасатов, напротив, был тем самым «партизаном». Его, 33-летнего, отправили в Белоруссию, в район, который особенно сильно пострадал от радиационного загрязнения.
– Мы занимались благоустройством домов, где жили участники войны. Обидно было, когда привели в порядок одну деревушку, а потом нам сообщили, что ее через несколько месяцев снесут и закопают, – рассказывает участник ликвидации.
Чуть моложе был Серик Кутубатов, он также «партизанил» в Гомельской области: перевозил людей, доставлял стройматериалы. Помнит, как в деревнях ликвидаторов встречали одни старики – они не хотели уезжать с насиженных мест, бросать могилы родственников.
– А бывает, проезжаешь – ребенок в песке ковыряется. Резко останавливаешься, сердце колотится, и одна только мысль: почему его родители решили остаться? – вспоминает Серик.
Его чувства можно понять: ликвидатор сам был дважды отцом. Интересно, что Чернобыля могли избежать родители одного или же трех детей. Одному добровольцу, приводит пример Серик, пришла телеграмма о рождении третьего ребенка, так его, несмотря на протест, отправили домой. Отвод от службы мог быть и по медицинским показателям: радиация всегда била по самым слабым местам организма.
Так, 19-летнего Александра Гиряева комиссовали через три месяца после пребывания в зоне отчуждения.
– Мы возили руководство, ежедневно передвигались по всей зоне. Едешь, и тело начинает цепенеть. Перед глазами появляются блики, во рту – неприятный вкус металла. Я помню, как генерал, которого я возил, кричал: «Газу-газу! Быстрее!». Проскочим опасный участок – отпускало. А потом по нашим рассказам и ощущениям дозиметристы расставляли маячки, – вспоминает Александр.
У ликвидатора сохранилась марлевая защитная маска – пожелтевшая от времени. От радиации маска, конечно, уберечь не могла. Да и сами солдаты не вполне представляли опасность Чернобыля. Они радовались как дети, когда в заброшенных садах лакомились будто налитыми медом яблоками и грушами.
На место Александра прибыл Балгабек Мейрамов: на ликвидации аварии 20-летний солдат завершал срочную службу. Он помнит пустые улицы Чернобыля, гуляющих по ним кошек, а в полях – отары овец, которые редели с каждым днем. Животных косила радиация.
Никто из наших героев не хотел бы вернуться в зону отчуждения. Никто не одобряет модные туристические маршруты на место трагедии. Но повернись время вспять – снова бы отправились на ликвидацию. Потому что так были воспитаны и не могли поступить по-другому.
Они только переживают, что события 35-летней давности могут отразиться на их детях, внуках и следующих поколениях…
Справка
На сегодня чернобыльцы в Казахстане по льготам приравнены к инвалидам Великой Отечественной войны и получают разное пособие в зависимости от того, на какие годы пришлось их участие в ликвидации. Из республиканского бюджета ежемесячно выплачивается:
– 1986-1987 годы – по 6,19 МРП или 18 тысяч тенге;
– 1988-1889 годы – по 4,8 МРП или 14 тысяч тенге;
– получившим инвалидность вне зависимости от года службы – по 7, 55 МРП или 22 тысячи тенге (такое пособие получают около 15 процентов костанайских ликвидаторов).
Помимо этого местный бюджет ежемесячно выделяет по 3 МРП (8 751 тенге) на каждого участника ликвидации. К 9 Мая эта категория получает по 5 МРП (14 585 тенге). 35-летие со дня аварии не станет исключением.
Лечение в специализированном госпитале и отдых в санатории – еще один вид помощи казахстанским ликвидаторам. Между тем в соседней России чернобыльцы, в частности, платят за услуги ЖКХ с 50-процентной скидкой. В Украине похожие меры поддержки, плюсом – бесплатный проезд раз в год в любую точку страны и обратно, льготы при оплате ряда налогов, дополнительные отпуски, бесплатное обеспечение автомобилем граждан с инвалидностью и другие.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.