
7 популярных статей
5 свежих комментариев
Мнение об «отчетном собрании» в ЯООИ «Память Чернобыля»

Почему бабушке больше нельзя звонить с "кнопочного"? Новый закон меняет правила игры..........

«Мне всё равно»: инвалид-чернобылец пришел в ростовскую поликлинику за помощью, но ему отказали...

Ушлые юристы обманом вытянули у тяжелобольного пенсионера из Барнаула 15 000 рублей........

Совет отделения РООИ Союз «Чернобыль» РК в Раздольненском районе ИНФОРМИРУЕТ!......

КНИГИ О ЧЕРНОБЫЛЕ













ФИЛЬМЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ






КЛИКНИТЕ ОТКРОЕТСЯ









НОВОСТИ


Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

СВЯЗЬ С АДМИНОМ САЙТА V



СЧЕТЧИКИ
Флаги стран, граждане которых посетили сайт свыше 100 раз
СЧЕТЧИК FC ВКЛЮЧЕН 07.07.2016


НА САЙТЕ:
СЕЙЧАС
ПОСЕТИТЕЛИ:11
ГОСТИ:11
- отсутствуют
- отсутствуют
ПОСЕТИТЕЛИ:11
ГОСТИ:11
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ:
- отсутствуют
РОБОТЫ:
- отсутствуют
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ НЕДАВНО ПОСЕТИВШИЕ САЙТ:
V
ПРОСМОТРОВ С ДНЯ ОСНОВАНИЯ САЙТА
Кликните - откроется







































Онлайн радио #radiobells_script_hash
Герои Чернобыля: они не могли по-другому

На Чернобыльскую АЭС Казахстан отправил около 46 тысяч человек, сегодня в живых осталось менее 4 тысяч.
26 апреля активисты областного объединения «Союз Чернобыль» обычно собераются в Парке Победы, чтобы почтить память участников ликвидации. В области осталось всего 140 ликвидаторов, почти все они живут в Костанае. В преддверии 35-й годовщины аварии журналисты «НК» узнали истории тех, кто оставил в зоне отчуждения свое здоровье, чтобы спасти жизни других.
На ликвидацию отправляли по большей части солдат срочной службы и «партизан» – так в Союзе называли военнообязанных участников учебных военных сборов. Адильбек Касымгалиев относился к первой категории. После института он служил под Целиноградом в химвойсках, до дембеля оставалось совсем немного.

– 26 апреля нас подняли по тревоге, в Чернобыль мы поехали одними из первых, – рассказывает ликвидатор. – Куда везут – не знали. К 1 мая, наконец, прибыли на место. Расположились в лесу, но даже не успели переночевать. Приехал генерал, и нас быстро переместили. Оказалось, лес быстро накапливает радиацию.
В 30-километровой зоне Адильбек расставлял датчики, которые фиксировали уровень радиации. Атомную станцию видел лишь издалека. Тех, кто был в непосредственной близости, говорит он, уже давно нет в живых… Два месяца, проведенных в зоне отчуждения, с годами дают о себе знать: проблемы с зубами, сердечно-сосудистые заболевания, слабость. Пошатнувшееся здоровье ликвидаторы могут поддержать раз в год в госпитале в Нур-Султане и в санатории.
Мурат Карасатов, напротив, был тем самым «партизаном». Его, 33-летнего, отправили в Белоруссию, в район, который особенно сильно пострадал от радиационного загрязнения.
– Мы занимались благоустройством домов, где жили участники войны. Обидно было, когда привели в порядок одну деревушку, а потом нам сообщили, что ее через несколько месяцев снесут и закопают, – рассказывает участник ликвидации.
Чуть моложе был Серик Кутубатов, он также «партизанил» в Гомельской области: перевозил людей, доставлял стройматериалы. Помнит, как в деревнях ликвидаторов встречали одни старики – они не хотели уезжать с насиженных мест, бросать могилы родственников.

– А бывает, проезжаешь – ребенок в песке ковыряется. Резко останавливаешься, сердце колотится, и одна только мысль: почему его родители решили остаться? – вспоминает Серик.
Его чувства можно понять: ликвидатор сам был дважды отцом. Интересно, что Чернобыля могли избежать родители одного или же трех детей. Одному добровольцу, приводит пример Серик, пришла телеграмма о рождении третьего ребенка, так его, несмотря на протест, отправили домой. Отвод от службы мог быть и по медицинским показателям: радиация всегда била по самым слабым местам организма.
Так, 19-летнего Александра Гиряева комиссовали через три месяца после пребывания в зоне отчуждения.
– Мы возили руководство, ежедневно передвигались по всей зоне. Едешь, и тело начинает цепенеть. Перед глазами появляются блики, во рту – неприятный вкус металла. Я помню, как генерал, которого я возил, кричал: «Газу-газу! Быстрее!». Проскочим опасный участок – отпускало. А потом по нашим рассказам и ощущениям дозиметристы расставляли маячки, – вспоминает Александр.
У ликвидатора сохранилась марлевая защитная маска – пожелтевшая от времени. От радиации маска, конечно, уберечь не могла. Да и сами солдаты не вполне представляли опасность Чернобыля. Они радовались как дети, когда в заброшенных садах лакомились будто налитыми медом яблоками и грушами.

На место Александра прибыл Балгабек Мейрамов: на ликвидации аварии 20-летний солдат завершал срочную службу. Он помнит пустые улицы Чернобыля, гуляющих по ним кошек, а в полях – отары овец, которые редели с каждым днем. Животных косила радиация.
Никто из наших героев не хотел бы вернуться в зону отчуждения. Никто не одобряет модные туристические маршруты на место трагедии. Но повернись время вспять – снова бы отправились на ликвидацию. Потому что так были воспитаны и не могли поступить по-другому.
Они только переживают, что события 35-летней давности могут отразиться на их детях, внуках и следующих поколениях…
Справка
На сегодня чернобыльцы в Казахстане по льготам приравнены к инвалидам Великой Отечественной войны и получают разное пособие в зависимости от того, на какие годы пришлось их участие в ликвидации. Из республиканского бюджета ежемесячно выплачивается:
– 1986-1987 годы – по 6,19 МРП или 18 тысяч тенге;
– 1988-1889 годы – по 4,8 МРП или 14 тысяч тенге;
– получившим инвалидность вне зависимости от года службы – по 7, 55 МРП или 22 тысячи тенге (такое пособие получают около 15 процентов костанайских ликвидаторов).
Помимо этого местный бюджет ежемесячно выделяет по 3 МРП (8 751 тенге) на каждого участника ликвидации. К 9 Мая эта категория получает по 5 МРП (14 585 тенге). 35-летие со дня аварии не станет исключением.
Лечение в специализированном госпитале и отдых в санатории – еще один вид помощи казахстанским ликвидаторам. Между тем в соседней России чернобыльцы, в частности, платят за услуги ЖКХ с 50-процентной скидкой. В Украине похожие меры поддержки, плюсом – бесплатный проезд раз в год в любую точку страны и обратно, льготы при оплате ряда налогов, дополнительные отпуски, бесплатное обеспечение автомобилем граждан с инвалидностью и другие.
Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА
http://regtv.kz/2021/04/25/ent-geroi-chernobylya-oni-ne-mogli-po-drugomu.html
Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :
html-cсылка на публикацию | |
BB-cсылка на публикацию | |
Прямая ссылка на публикацию |
Смотрите также:
-
В Джанкое прошло тематическое мероприятие, посвященное 35-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС
-
КАК СУД БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА ЗАЩИТИЛ ЛИКВИДАТОРА АВАРИИ НА ЧАЭС
-
Выплаты детям и внукам чернобыльцев. Отказы в назначении выплаты внукам ликвидаторов ЧАЭС.
-
«Радиоактивная красавица»: последняя смена Анны на ЧАЭС
-
ПОЧТА КРЫМА УЩЕМЛЯЕТ ПРАВА ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ И ДРУГИХ ЛЬГОТНИКОВ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ПОНРАВИЛАСЬ НОВОСТЬ ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ: