Я задумался… о чем написать? Ничего такого, тяжелая мужская работа - как землю копать.
Да, собственно, так оно и было. Особенно вначале. Ни дня, ни ночи - все смешалось. Тем не менее, неосознанное, но достаточно четкое ощущение того, что от твоих действий зависит и твоя жизнь держало всех в «тонусе». Мобилизованный в одночасье народ, еще не остывший от «гражданки» верил в мудрость командиров и старался четко выполнять приказы. Если кто-то чего не понимал - учился на ходу, размышлять было некогда. БРДМы разведки, сразу же, почти без передышки, разъехались по зоне на замеры уровней радиации, часть людей послали организовывать пункты санитарной обработки техники (ПуСО) по зоне и работать там. Это отдельная песня. Неизвестность давила на сознание. Только после 9 мая пришло облегчение - волной прокатилось известие: взрыва не будет. Все это в одночасье навалилось на выдернутых из налаженной повседневной жизни людей. Только что переодетые в защитное «хб» они сутками (часто без замены и еды) мыли едкими химическими растворами машины выезжающие из зоны заражения , снимали поверхностный слой земли на станции и в самой Припяти, грузили в контейнеры и увозили «хоронить» в могильниках тут же неподалеку, здесь же в городе без особой пользы поливали из брандспойтов пожарных машин стены многоэтажек, пытаясь смыть с них радиоактивную пыль и тем самым уменьшить уровни радиации. Увы, через пару дней все возвращалось «на круги своя».
Дезактивация таких машин после нескольких поездок становилась бесполезной – в металлических деталях возникала «наведенная» радиация и они «светили» изнутри.
В первые недели много водителей-бульдозеристов бросили на обваловку рек на случай дождей, немного позже «утюжили» хаты, сверх всяких уровней зараженные радиацией в ближних к станции селах, зарывали ИМРами «рыжий лес», строили дорогу на станцию в объезд Чернобыля. А на самой станции закладывали бетонными плитами территорию внутреннего двора (их хоть можно было время от времени поливать водой, уменьшая количество пыли в воздухе).
Агрегаты станции в машинном зале мыли обычным стиральным порошком «СМС». Сейчас с этим буквосочетанием совсем другие ассоциации связаны.
А еще, эти люди, подчиняясь чьему-то приказу, прямо напротив развала реактора строили никому не нужные заборы, таскали радиоактивные обломки вместо бульдозеров-роботов «умиравших» от невероятных уровней радиации… Да в общем, делали то, что казалось командирам важным и необходимым в данный конкретный момент. Вряд ли кто из начальства задумывался тогда о разумности тех или иных приказов, о рисках для жизни и здоровья подчиненных - НАДО И ВСЁ!
Вот это и есть та самая «героическая» работа. Только прибавлять надо небольшую поправочку – радиоактивный фон здесь выше обычного, природного в 2-4 тысячи раз.
OLEG VEKLENKO
Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :
После расследования катастрофы на Чернобыльской АЭСосновной версией стало то, что ЧАЭС имела серьезные конструктивные недостатки из-за неправильного проектирования станции.Самый важный вопрос, на который до сих пор нет ответа - почему случился взрыв?
Должна ли вдова, потерявшая кормильца, для получения мер соцподдержки по Закону 1244 -1, представить в соответствующий орган заключение Межведомственного Совета о связи смерти мужа с влиянием радиации, если муж имел инвалидность связанную с аварией на ЧАЭС?
Мы предлагаем Вашему вниманию рассекреченные документы КГБ о Чернобыльской АЭС, опубликованные СБУ к очередной годовщине Чернобыльской катастрофы.
|Просмотров: 2 641 |Комментариев: (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.