Что касается выплат по Закону 1244-1 чернобыльцам.
Забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью они ее не получают. Поэтому, чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении порядка, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Но Правительство усложнило этот процесс и теперь к началу следующего года количество чернобыльцев оставшихся без таких выплат может увеличиться. Считаю, что Государство обязано выплачивать положенные по Закону выплаты не спрашивая на то желания получателя такой выплаты, без заявлений от них.
Уважаемые крымчане чернобыльцы, пользователи сайта. Эта публикация к 8.15 час. 14 октября имеет 1060 просмотров, но только 15 человек проголосовавших в опросе. Неужели не интресен итог? Не верю что Вы столь инертны. Пожалуйста активней, включайтесь в процесс. Не отмалчивайтесь, Ваше мнение важно! И оно будет иметь немаловажное значение.Если Вы, уважаемые пользователи сайта не находите свой вариант ответа в опросе, предложите его в комментарии к публикации, как это сделал Самбурский Г.А.
Не секрет, что некоторые чернобыльцы, забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью в итоге ее не получают. По этой причине чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении процесса, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Однако внесенные Правительством изменения в порядок начисления таких выплат созданием излишней волокиты усложнили этот процесс и теперь возможно к концу года, к сожалению количество чернобыльцев не получивших такие выплаты может увеличиться. Сведений о получателях таких выплат у плательщика предостаточно. Сколько можно перепроверять их?
Уважаемая администрация сайта, уважаемый Григорий Яковлевич, вы как- то там на редакторском совете сайта определитесь..... Вот вы предлагаете проголосовать и сказать наше мнение о товарище Ткачёвой М.Р. Никого не хочу обидеть, выражаю только своё личное мнение, но думаю, что я не одинок в своих мыслях. Я не знаю этого человека, не знаю, чем она конкретно занимается, автором каких инициатив является, что реально сделала в своем регионе и в Крыму и т.д и т.п. Перечень вышеперечисленных ссылок по печатным и видео-материалам абсолютно не проясняет картину об информационном массиве деятельности уважаемой Ткачёвой Марины Рувиновны как в общественно-социальной так и чернобыльской направленности. Более чем за полторы суток нахождения статьи на сайте, сегодня на 19.40 проголосовало всего 13 человек из просмотревших эту статью 270 человек. Это только 4,8 % !!! Так вот стоит ли ставить на сайте вопрос о голосовании за человека, о деятельности которого, никто не знает ???
Для приема радиоактивных отходов из РФ следует принять чрезвычайные меры.
На строительство хранилища отработанного ядерного топлива ушло около 20 лет. Сколько будут строить хранилище для ВРО? На строительство хранилища отработанного ядерного топлива ушло около 20 лет. Сколько будут строить хранилище для ВРО?
ВРО — это высокоактивные радиоактивные отходы . Тонны ВРО в скором времени приедут в Украину из России. Точнее будет сказать «вернутся в Украину».
С 2023 года Украина должна принимать на хранение остекленные продукты переработки отработанного ядерного топлива из трех своих атомных станций — Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской. В свое время Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» отправила это топливо в РФ.
Российские атомщики его переработали, получив как плату за исполнение работы, так и определенную часть радиоактивных материалов, пригодных для повторного использования в промышленности или других сферах. А уж совсем ненужное, обработанное до определенного уровня радиационной безопасности, возвращают нам.
Вскоре — это в 2023 году. К тому времени в Чернобыльской зоне должно стоять и ждать этих отходов специальное хранилище, построенное по очень-очень высоким стандартам. Которое еще даже не начинали строить.
На фото — ХОЯТ-2. Фото с ФБ ГАЗО
Любые хранилища радиоактивных отходов — это сложные и дорогостоящие технологические сооружения. Сооружение этого хранилища обойдется почти в четыре миллиарда гривен. Сейчас происходит (уже в четвертый раз!) тендер, победитель которого и получит вкусненький подряд. Эта история вызвала целый ворох вопросов у членов Общественного совета при Минэкологии Украины.
Что заставило их обратиться с соответствующими запросами в Минэкологии и СБУ. Потому что очень похоже, что хранилище будет построено: а) с огромным опозданием; б) с нарушениями законодательства. И опасные отходы придется свалить под ближайшим к станции прибытия кустом. В часе езды на автомобиле от столицы государства. Правда, пахнет государственной изменой? Или как минимум преступным головотяпством.
Кубометры опасности
Согласно межправительственному соглашению, начало ввоза остекленных ВРО из РФ после переработки и выдержки в Украину запланировано на начало 2023 года. Сначала приедут ВРО от переработки ядерного топлива АЭС с реакторами ВВЭР-440 (Водо-Водяной Энергетический Реактор мощностью (электрической) 440 МВт).
То есть это будет возврат переработанного топлива из Ровенской АЭС, потому что такие реакторы стоят именно там. Объем таких отходов — 260 кубометров. А с 2025 года начнут завозить ВРО от переработки ядерного топлива АЭС Украины с реакторами ВВЭР-1000. То есть, «сдачу» с отработанного топлива Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС.
Причем нам вернут не только 590 кубометров таких ВРО, но и более восьми тысяч кубометров среднеактивных радиоактивных отходов. То есть, чтобы все это надежно (?) хранить, нужно построить фактически три хранилища, хотя и на одной строительной площадке. Начинать надо, конечно, с того, куда отходы должны прибыть раньше.
Где закон? Нет
Те украинцы, которых чему-то научил Чернобыль, пытались хоть чуть-чуть обезопасить себя от повторений масштабных аварий. И приняли в 2009 году закон, согласно которому строительство каждого особо опасного ядерного объекта — новой атомной станции или исследовательского реактора — происходит после принятия отдельного для каждого нового объекта своего закона.
Это сделано для того, чтобы обеспечить широкое обсуждение и привлечь для принятия столь серьезного решения народных депутатов. Это правило распространяется и на хранилища, предназначенные для хранения отработанного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов с проектным сроком хранения более 30 лет. То есть как раз на наш случай.
На сегодняшний день закона, который бы разрешил строительство хранилища для ВРО в Чернобыльской зоне НЕТ! Проект такого документа был разработан только в августе этого года, но до сих пор даже не одобрен Кабинетом Министров.
Хранилище ВРО будет построено в часе езды на автомобиле от столицы Украины. Фото Олега Листопада
Следовательно, закона нет, но подготовительная работа по сооружению хранилища уже кипит. 11 августа 2021 г. Государственное специализированное предприятие «Центральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами», которое находится в управлении ГАЗО, в очередной (уже четвертый!) раз объявляет тендер «Строительство хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов (ВРО), которые возвращаются после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС».
Впрочем, следует отметить, что нарушение законодательства началось еще раньше, в 2019 г., когда без надлежащих оснований был утвержден проект хранилища.
Улитка ползет, скоро будет
Учитывая текущее состояние решения вопроса и с учетом необходимости выполнения дополнительных научно-исследовательских работ, разработка технических спецификаций на оборудование, важное для радиационной безопасности и их согласование с Госатомрегулирование, строительство может начаться не раньше 2023 года.
То есть даже в случае соблюдения проектных сроков строительства (24 месяца) прием ВРО ВВЭР-440 может начаться не ранее 2026 года. А если учесть опыт строительства ХОЯТ-2 (хранилище отработанного ядерного топлива «сухого» типа — объект, предназначенный для приема, подготовки к хранению и непосредственно хранения отработанных тепловыделяющих сборок и отработанных дополнительных поглотителей, накопившихся на Чернобыльской АЭС), то вообще сложно сказать, когда это будет.
Ведь ХОЯТ-2 начали строить еще в 2001 г., а работать оно начало только в конце 2020 г. Еще одна неприятность — зависимость выполнения проекта от нестандартизированного оборудования иностранного производства, доля которого — 80 %. На поиск, изготовление и закупку такого оборудования тоже нужно время.
ХОЯТ-2. Фото с ФБ страницы ГАЗО
Так что до введения в действие хранилища отходы будут сверхсрочно храниться в РФ (понятно, что «выбросить под кустом» — это гипербола). А Украина за это заплатит немалые штрафы.
Дайте денег!
Вы будете смеяться, но денег, за которые борятся участники тендера, в природе не существует. По крайней мере, всей суммы. Такая деятельность финансируется из Фонда радиоактивных отходов Украины, пополняемого НАЭК «Энергоатом» за счет экологического налога. За январь-декабрь 2020 года экологический налог составил 1 015 004 тыс. грн.
Согласно сводной смете проекта хранилища, утвержденного приказом ГАЗО, сметная стоимость объекта составляет 4 112 739 805 грн в ценах 2019 года (которая будет расти по состоянию на 2022 год и в последующие годы из-за инфляции и роста цен на ресурсы). Даже если экологический налог будет накапливаться только для строительства хранилища (а ведь есть и другие работы, которые нуждаются в средствах!), то в Фонде РАО на конец 2023 года будут средства в сумме 4 060 018 508,72 грн. Этого едва хватит для строительства хранилища.
А это без учета необходимости уплатить пени и штрафы РФ за хранение отходов сверх оговоренного срока. Исходя из того, что финансирования будет явно не хватать, мы будем надеяться на помощь доноров. Но из-за нарушения всех возможных процедур доноры вряд ли захотят участвовать в этих процессах.
А что скажут соседи?
Согласно Закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду», установки для хранения радиоактивных отходов сроком более 10 лет вне места их образования отнесены к первой категории. В свою очередь планируемая деятельность, относящаяся к первой категории, подлежит обязательному рассмотрению относительно наличия оснований для осуществления оценки трансграничного воздействия на окружающую среду в соответствии с международными обязательствами Украины.
Почему-то в отчете по ОВОС оценки влияния на окружающую среду этот момент должным образом не проанализирован. Возникает вопрос: как будет выглядеть Украина, когда соседняя Беларусь обратится с жалобой: почему не провели трансграничные консультации, почему не проинформировали? Ведь этого требует конвенция Эспо (Конвенция об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте).
Кстати, у ОВОС есть еще одна нестыковочка. Отчет разработан для хранения 614,4 кубометров ВРО, что не соответствует данным, указанным в проектной документации к тендеру на строительство.
Что делать?
Для начала — признать все проблемы. Трудно сказать, кто именно должен это сделать. Ведь у нас при нынешней власти вместо того чтобы разобраться и найти путь решения — наказывают вестника. Даже не виновника. Хотя кто сейчас того виновника найдет после стольких перестановок и перетасовок.
Дальше — срочно попросить совета у специалистов, которые у нас еще есть. А уже потом в темпе вальса исправлять и перерабатывать, принимать закон, проводить качественную ОВОС, переписывать условия тендера и т. д. Для этого должен поработать и СНБО — ведь это явно проблема национальной безопасности. И парламент. И президент, который может подать закон, о котором говорилось выше, как первоочередной и вразумить монобольшинство не медлить с его принятием.
Как мы уже писали, подчиненное Минэкологии ГАЗО уже медленно возводит Хранилище для промежуточного хранения высокоактивных отходов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.