Что касается выплат по Закону 1244-1 чернобыльцам.
Забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью они ее не получают. Поэтому, чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении порядка, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Но Правительство усложнило этот процесс и теперь к началу следующего года количество чернобыльцев оставшихся без таких выплат может увеличиться. Считаю, что Государство обязано выплачивать положенные по Закону выплаты не спрашивая на то желания получателя такой выплаты, без заявлений от них.
Уважаемые крымчане чернобыльцы, пользователи сайта. Эта публикация к 8.15 час. 14 октября имеет 1060 просмотров, но только 15 человек проголосовавших в опросе. Неужели не интресен итог? Не верю что Вы столь инертны. Пожалуйста активней, включайтесь в процесс. Не отмалчивайтесь, Ваше мнение важно! И оно будет иметь немаловажное значение.Если Вы, уважаемые пользователи сайта не находите свой вариант ответа в опросе, предложите его в комментарии к публикации, как это сделал Самбурский Г.А.
Не секрет, что некоторые чернобыльцы, забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью в итоге ее не получают. По этой причине чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении процесса, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Однако внесенные Правительством изменения в порядок начисления таких выплат созданием излишней волокиты усложнили этот процесс и теперь возможно к концу года, к сожалению количество чернобыльцев не получивших такие выплаты может увеличиться. Сведений о получателях таких выплат у плательщика предостаточно. Сколько можно перепроверять их?
Уважаемая администрация сайта, уважаемый Григорий Яковлевич, вы как- то там на редакторском совете сайта определитесь..... Вот вы предлагаете проголосовать и сказать наше мнение о товарище Ткачёвой М.Р. Никого не хочу обидеть, выражаю только своё личное мнение, но думаю, что я не одинок в своих мыслях. Я не знаю этого человека, не знаю, чем она конкретно занимается, автором каких инициатив является, что реально сделала в своем регионе и в Крыму и т.д и т.п. Перечень вышеперечисленных ссылок по печатным и видео-материалам абсолютно не проясняет картину об информационном массиве деятельности уважаемой Ткачёвой Марины Рувиновны как в общественно-социальной так и чернобыльской направленности. Более чем за полторы суток нахождения статьи на сайте, сегодня на 19.40 проголосовало всего 13 человек из просмотревших эту статью 270 человек. Это только 4,8 % !!! Так вот стоит ли ставить на сайте вопрос о голосовании за человека, о деятельности которого, никто не знает ???
Как живет зона отчуждения через 35 лет после катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и что может ожидать эту территорию в будущем.
В июле 2019 года во время визита в зону отчуждения президент Украины Владимир Зеленский заявил, что подписал указ о преобразовании зоны отчуждения в «точку роста новой Украины».
Тогда же Зеленский сообщил о намерениях «убрать предпосылки для мелкой коррупции», упростить процедуру записи на посещение зоны отчуждения с помощью электронного приложения Дія, уменьшить очереди на КПП, чтобы «перестать отпугивать людей», и превратить Чернобыльскую зону в «зону свободы» и «один из символов новой Украины».
Сегодня, спустя полтора года после этого заявления, Украина готовится отмечать 35-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Репортер НВ Саша Горчинская и фотограф Наталья Кравчук посетили зону отчуждения и узнали, изменилось ли что-то в зоне за это время и какое будущее ждет зону отчуждения на самом деле.
КПП Дитятки
Дитятки — это главный контрольно-пропускной пункт в Чернобыльскую зону. Расположен в одноименном селе Иванковского, а до аварии — Чернобыльского района.
Очередь из машин и автобусов с туристами на КПП Дитятки / Фото: Наталья Кравчук, НВ
О населенном пункте с таким названием вспоминает еще историк Лаврентий Похилевич в своей работе Сказание о населенных местностях Киевской губернии за 1864 год. Согласно преданиям, раньше в этой местности был дикий лес, в котором жили птицы и звери, дикие пчелы, а в лесных озерах было много рыбы.
Сегодня возле села Дитятки также изобилует дикая природа: здесь есть и густые сосновые леса, в которых гуляют дикие звери, и реки Уж и Тетерев с рыбой. Однако в этих лесах нельзя гулять, эту рыбу нельзя ловить, а зверей нельзя трогать — из-за радиационного загрязнения, вызванного аварией на ЧАЭС.
Туристы возле КПП Дитятки, рядом с киоском, где продают сувениры / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Несмотря на карантин и локдаун в Киеве, который наступит уже через два дня после нашего визита, и обещания президента Зеленского убрать очереди на КПП, здесь все равно людно. Перед нами — несколько автобусов с туристами от различных туроператоров. В оранжевых киосках перед КПП продают сувенирную продукцию с радиационной символикой: респираторы, футболки, кепки, регланы, магниты и многое другое.
«Каких размеров есть эти худи, что на манекене?» — спрашивает женщина, наклонившись к окошку. Такая кофточка стоит здесь около 700 грн.
Туристы возле КПП Дитятки на въезде в зону отчуждения / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Руководители группы идут на КПП и берут пропуска для всех туристов. Для того чтобы выдали такой пропуск, необходимо заранее подать организаторам свои паспортные данные и иметь оригинал паспорта при себе непосредственно во время самой поездки. Форма одежды для визита в зону — длинный рукав, брюки, полностью закрывающие ноги, закрытая обувь, и, конечно, маска на лице. Посещать зону отчуждения не могут лица, не достигшие 18 лет.
Через метров 100 после КПП активно строят новую дорогу. Не на камеру гиды говорят, что это, вероятно, подготовка к 26 апреля — годовщине трагедии. В этот день здесь ожидают визиты первых лиц государства. Правда, в прошлый раз перед визитом президента Зеленского также ремонтировали некоторые отрезки дороги на Чернобыль — в районе Старых Петровцев.
Строительство новой дороги сразу за КПП / Фото: Наталья Кравчук, НВ
«Но тогда Зеленский прилетел в зону отчуждения на вертолете, поэтому качество новых дорог так и не оценил», — вспоминают гиды.
Маршрут
Обычно все туристы проезжают зону отчуждения по стандартному маршруту. Самые известные объекты, которые посещают все — это заброшенный город Припять, загоризонтная радиолокационная станция Дуга, также Лелев — одно из сел в 30-километровой зоне, жители которого были эвакуированы после взрыва, и село Копачи, где сохранился уже легендарный заброшенный детсад. А еще — сама Чернобыльская АЭС, где можно посмотреть на реактор, спрятанный под саркофагом.
До пандемии в столовой ЧАЭС туристов традиционно кормили обедом: первое, второе, салат, компот и сладкое. Все блюда якобы напоминали о советском прошлом, в котором застыла эта территория после трагедии. Салаты почти все с майонезом, а на десерт — песочное печенье Звездочка. Однако из-за карантина этот пункт пришлось убрать — на период, пока действуют противоэпидемические ограничения, кормить туристов в столовой на станции запрещено. Поэтому обед в этот раз приходится брать с собой.
Бюст Ленина на воротах у входа на территорию военного городка у ЗГРЛС Дуга / Фото: Наталья Кравчук, НВ
«Есть и пить на территории Чернобыльской зоны можно только в машине», — сообщают гиды, пока мы едем к нашей первой локации — ЗГРЛС Дуга. Этот объект был построен для того, чтобы вовремя фиксировать пуск баллистических ракет с территории США во время холодной войны. Всего в СССР таких объектов было три. Один — вблизи украинского города Николаев, второй — в Чернобыле, третий — в городе Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае, в России.
Заброшенная вышка на территории военного городка возле Дуги / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Дуга, она же Чернобыль-2, действительно поражает своими масштабами: ее высота 15 метров, а длина — около 500 метров. Во времена СССР это был сверхсекретный объект, официально обозначенный на картах как заброшенный военный пионерский лагерь, рассказывает гид зоны отчуждения Сергей Тесленко.
Вся территория разделена на две части: собственно сама Дуга, а также военный городок, где жили военные со своими семьями.
«Здесь работало и жило около 4 тыс. человек. Но „официально“ здесь никого не было. После аварии все отсюда уехали», — говорит Тесленко.
ЗГРЛС Дуга, также известная как Чернобыль-2 / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Территория у Дуги покрыта песком и окружена густым сосновым лесом. Песок привезли сюда уже после аварии — это сделали специально, рассказывают гиды. Во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС для минимизации рисков загрязнения некоторые объекты закапывали в землю или присыпали землей или песком.
Такая же участь постигла и село Копачи в 10-километровой зоне: из-за высокого уровня радиационного загрязнения его ликвидировали, полностью закопав в землю. Остатки села сгорели во время лесных пожаров в 2020 году.
Припять
Живописный город Припять на берегу одноименной реки был основан в 1970 году в 3 км от Чернобыльской АЭС и в 111 км от Киева. По состоянию на ноябрь 1985 года, за полгода до аварии на ЧАЭС, здесь проживало 47,5 тысяч человек. До сих пор сохранилась почти вся инфраструктура города: гостиница Полесье на центральной площади, кинотеатр Прометей, бассейн Лазурный, дом культуры Энергетик, парк аттракционов, жилые панельные дома, магазины, универмаг и тому подобное.
Центральная площадь города Припять / Фото: Наталья Кравчук, НВ
В Припяти успели построить пять микрорайонов. На территории, которая была расчищена под строительство еще двух, сегодня расположен радиоактивный могильник Песчаное плато — там «похоронили» личные вещи местных жителей, снятый с улиц, зараженный грунт и тому подобное. Сам же город Припять относится к 10-километровой зоне. И в течение следующих полсотни или даже сотни лет эта территория точно не изменит своего статуса.
«Эта территория будет загрязнена радионуклидами, как минимум, в течение следующих 500 тыс. лет. То есть эту почву нельзя ни для чего использовать. Все, что здесь растет, все, что здесь живет, является непригодным для потребления», — рассказывает гид Сергей Тесленко. Мы стоим в парке развлечений под знаменитым колесом обозрения, у которого фотографируются все туристы, которые приезжают в зону отчуждения.
Территория будет загрязнена радионуклидами в течение следующих 500 тыс. лет Из-за такого высокого уровня загрязнения в Припяти уже никогда не будут жить люди, говорит Тесленко. Работать здесь можно будет и в дальнейшем, однако жить — точно нет. По его прогнозам, город будет разрушаться естественным образом:
«За ближайшие 5−10 лет до 20% города Припять будет разрушено естественным способом. А в ближайшие 20 лет большая часть города уже не будет существовать».
Что касается 30-километровой зоны, то большая часть этой территории может быть очищена уже через три десятка лет. Но смысла заселять эту территорию людьми Сергей Тесленко не видит — мол, зачем молодым семьям переезжать поближе к Чернобылю, когда вокруг же много других мест для комфортной и безопасной жизни.
«Возможно, через 30−50 лет 30-километровая зона превратится в парк. Но это будет закрытая территория», — дает прогноз Сергей Тесленко.
Кафе Припять на набережной у речного вокзала, вид изнутри / Фото: Наталья Кравчук, НВ
С ним соглашается и коллега Андрей Шевардин. Он говорит: жизнь в Припять уже не вернется никогда. Что касается города Чернобыль — это под большим вопросом, но в ближайшее время полноценная жизнь там так же не восстановится. Сейчас в Чернобыле временно проживают люди, которые работают в зоне отчуждения и обслуживают эти территории, также там функционируют гостиницы, где могут переночевать туристы.
«Возможно, человечество найдет в себе силы изобрести какие-то новые технологии, чтобы эту радиацию убрать, смыть, уничтожить. Но пока таких технологий нет. Даже под аркой Укрытие над реактором также нет такой технологии, которая бы позволила убрать все загрязнения», — объясняет Шевардин.
Станция
Чернобыльскую АЭС украшает новый мурал авторства Валерия Коршунова, инициатора художественного проекта ARTEFACT и одного из разработчиков первого официального мобильного приложения Chornobyl App. На мурале — полесская степь, по которой бегут дикие лошади. На переднем плане — ладонь, держащая атом.
К нам выходит работник станции Сергей Дедюхин. Он одет в рабочий комбинезон, лицо закрывает защитная маска. Мужчина дает краткие указания: с какого ракурса можно снимать реактор, с какого — нет.
Чернобыльская АЭС. На фоне, за стеной с граффити — новый конфайнмент, под которым спрятан разрушенный реактор / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Я спрашиваю Дедюхина о том, каким он видит будущее станции и людей, которые на ней работают. Он признается, что вопрос — очень сложный: «Думаю, даже в Кабинете министров еще точно не знают, что будет на этой территории».
И сами станционные работники, и жители города Славутич, который был построен для обслуживания Чернобыльской АЭС, хотели бы, чтобы на этой территории что-то производилось, добавляет Дедюхин. Он предполагает, что здесь можно было бы строить атомные блоки. Но называет такую идею «неподъемной» для Украины.
Сейчас на Чернобыльской атомной электростанции работает более 2,5 тыс. человек станционного персонала. В основном это жители окрестных населенных пунктов. Ездят сюда ежедневно — утром приезжают, вечером — обратно домой. Однако есть в зоне отчуждения и другие работники, которые работают посменно, вахтовым методом, поэтому остаются ночевать в городе Чернобыль.
«Доплаты к заработной плате за работу в опасных условиях, конечно, есть, — говорит Дедюхин. — Но в целом уровень зарплат здесь — ниже, чем, например, в том же Киеве».
Мемориальный комплекс рядом с Чернобыльской АЭС / Фото: Наталья Кравчук, НВ
С каждым годом объемы работы на станции уменьшаются, комментирует ситуацию гид Сергей Тесленко. Так что и количество людей, которые работают на ЧАЭС, уменьшается так же. Поэтому со временем и в зоне целом, и на станции в частности останется только критический персонал, который просто будет обслуживать инфраструктуру и основные объекты.
«В течение 50 лет станция точно будет функционировать в каком-то состоянии, потому что там хранится ядерное топливо, отработанные радиоактивные отходы и т. д.», — дает свой прогноз гид.
Животные
На территории зоны отчуждения функционирует Чернобыльский радиационно-экологический биосферный заповедник, образованный в 2016 году. Его площадь — более 226,9 га. Земли покрытые преимущественно сосновыми, дубово-сосновыми лесами и грабовыми рощами. Также здесь есть заливные луга и болота.
Собака спит на центральной площади города Припять / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Такие природные условия, а также отсутствие людей и техники на этих полесских территориях создают благоприятную среду для животных. В зоне отчуждения живут лошади, завезенные сюда в 1998—1999 годах. Также — выдры, норки, тритоны, хорьки, горностаи, рыси, и многие виды птиц, например аисты, коршуны, филины и тому подобное.
«Животные чувствуют себя здесь хорошо, и это видно по количеству потомства, которое они оставляют», — говорит гид зоны отчуждения Андрей Шевардин.
Более 70% территории — лес, поэтому животные себя чувствуют здесь совершенно свободно За то время, пока мир закрылся на карантин в связи с распространением коронавирусной инфекции, популярные туристические локации в разных странах смогли отдохнуть от туристов. А значит, немного восстановились флора и фауна в таких местах. Однако по словам Сергея Тесленко, на Чернобыльской зоне в этом плане карантин отнюдь не отразился, так как туристы в любом случае ходят только по заранее установленным маршрутам. Территория же зоны — это сотни гектаров:
«Более 70% территории — это лес, поэтому животные себя чувствуют здесь совершенно свободно. И в карантин, и после. С животными все здесь, как раз таки, очень хорошо».
Виртуальное наследие
Сейчас выглядит так, что наиболее вероятным вариантом для развития Чернобыльской зоны в ближайшие годы является именно развитие туристического направления. Однако и здесь есть определенные нюансы — надо учитывать карантин и ждать, пока закончится карантин, чтобы туристы и из других стран, и из Украины могли снова беспрепятственно ездить в зону отчуждения. Однако сейчас какие-то прогнозы — рано, считает Андрей Шевардин.
Граффити на одной из опор станции Дуга / Фото: Наталья Кравчук, НВ
Из-за того, что трагедия на ЧАЭС фактически не имеет аналогов в мире, в Украине неоткуда и перенимать иностранный опыт в подобных вопросах, который помог бы решить будущее зараженной радиацией территории. Едва ли не единственный подобный случай — это авария на АЭС Фукусима-1 в Японии, которая произошла в 2011 году.
«Однако японцы наоборот приезжают сюда, к нам, чтобы перенимать наш опыт борьбы с последствиями катастрофы», — рассказывает Шевардин.
А пока будущее зоны отчуждения точно не определено, остается открытым другой вопрос — сохранить хотя бы то, что еще осталось здесь. Поэтому чтобы хоть как-то увековечить память, украинские активисты, художники и культурные деятели вводят различные инициативы и проекты. 3-D модели объектов, видео 360, AR-технологии дополненной реальности, фотоархивы, документальные видео, рассекреченные архивы КГБ, тексты, упоминания, свидетельства людей, которые были эвакуированы, диалоги с самоселами — все это позволяет зафиксировать культурное и историческое наследие Чернобыля и передать эти материалы следующим поколениям. Тем, которые могут не увидеть Припять собственными глазами.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.