По большинству споров, рассматриваемых в судах, чернобыльцам платить государственную пошлину не придётся. Но по тем категориям дел, на которые льготы по государственной пошлине не распространяются, размер её повышается значительно. Также необходимо отметить ещё одно изменение. При назначении судебной экспертизы при рассмотрении спора в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ необходимо будет внести её стоимость на депозит судебного департамента. В целом для простых граждан изменения можно охарактеризовать как затруднение к доступу к правосудию (это моё мнение). С другой стороны лицо, обращающееся в суд, вместе со своим юристом должны более тщательно анализировать перспективы дела.
Самый главный, важнейший и животрепещущий вопрос - расчёт ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью из заработка за период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - не рассматривается на протяжении многих лет. Именно этот вопрос должен рассматриваться в первую очередь. Почему этот вопрос не поднимается представителями чернобыльских общественных организаций, которые участвуют в работе комитетов, - не понятно.
В современную пору, чтобы получить любую информацию, достаточно наличие интернета и пяти секунд времени. Но даже сегодняшние знания среднестатистического человека о радиации и радиоактивности ничтожно малы. Да, она есть и ее надо опасаться — вот, пожалуй, и все.
Что уж говорить о веке XX, особенно о его первой половине, когда человечество познакомилось с радиоактивными свойствами радия. Зубная паста на основе радия, радиевая косметика, настойка для полоскания рта, средство для потенции — никому и в голову тогда не приходило задумываться о губительном влиянии радиации на организм. Во второй половине XX века ситуация мало изменилась. Ученые и врачи знали о вредных последствиях контакта с радиоактивными веществами. Но вот простой народ, да еще и в глухой провинции далеко не самой благополучной страны о радиации имел самое общее представление. Поэтому и принял радиоактивный цезий-137 за «волшебный порошок», перезаражав им сотни человек и квадратные километры территории.
Цезий против рака Бразилия. 1971 год. В центре страны в миллионном городе Гояния открывается институт радиотерапии, где применяются передовые методы лучевой терапии для лечения злокачественных опухолей. Главная установка — итальянский аппарат, «сердце» которого выглядит как свинцовая капсула с 93 граммами цезия-137. Институт вполне успешно работает до 1986 года, а потом оказывается в центре имущественного скандала. Владелец земли, где стояли корпуса института, предъявляет иск в суд по поводу недоимки, тянутся заседания и разбирательства. Итог их следующий: Гоянийскому институту радиотерапии надлежит покинуть землю и выселиться из здания.
Волшебный порошок Стояли здания в таком состоянии семь месяцев, чем привлекли внимание двух охотников за цветными металлами — 27-летнего Роберто Дос Сантоса и 34-летнего Вагнера Перейру. 10 сентября 1987 года без труда проникнув за забор института и спокойно обойдя охранников, они отжали створки оконной рамы и залезли в главный корпус. А там в подвале стояла та самая установка, которую персонал уже разобрал и подготовил к вывозу, но не успел этого сделать.
Внимание воришек привлекла большая тяжелая болванка из свинца, лежавшая на полу в комнате. Везде и всюду были понатыканы знаки радиационной опасности, но Дос Сантос с Перейрой понятия не имели, что означают все эти желтые треугольники с черными секторами внутри. Определив, что деталь весит примерно килограммов 70 и состоит из свинца, они приняли решения утащить, в том числе и её. Откуда им было знать, что «болванка» представляла собой головку-кожух, внутри которой находился освинцованный контейнер, а в нем, подобно смерти Кощеевой, лежала капсула с радиоактивным цезием?
Благополучно вынеся деталь за пределы охраняемой территории, два друга на следующий день принялись с жаром ее ковырять. Начавшуюся рвоту у одного и сильнейшую диарею у другого они списали на некачественную еду. Однако было еще одно, что Перейра не мог объяснить — у него на руке образовался отвратительный ожог, который разрастался и причинял сильную боль. Воришка поспешил в больницу, где врачи решили, что у него что-то инфекционное и переадресовали в клинику тропических болезней.
Оставшись без компаньона, Дос Сантос продолжил препарировать «болванку» и весьма преуспел в этом. Он добрался до капсулы и выковырял ее из свинцовой оболочки. Там оказался голубоватый порошок, который Дос Сантос принял за порох. Но он не реагировал на огонь, зато светился в темноте (при определенных условиях хлорид цезия-137 может испускать синее свечение), и это казалось удивительным. Только вот дальше изучать свойства «волшебного порошка» Дос Сантос не стал. Перед тем как отправиться в больницу вслед за своим приятелем, он успел продать капсулу, контейнер и головку владельцу свалки Девару Ферейре.
«Эта штука убивает мою семью» Дальше события развивались стремительно. Ферейра разобрал контейнер окончательно и принялся с жаром исследовать свойства «волшебного порошка». Но кроме того, что он мерцал в темноте приятным голубоватым светом, никаких сверхъестественных свойств за субстанцией не наблюдалось. Гораздо ценнее был свинец, который Ферейра приказал распилить двум своим работникам.
Результат — два трупа. И это было только начало. Следующей пострадала шестилетняя племянница владельца свалки. Она играла с цезием, втирала его в кожу и хвасталась подружкам. Подружки оказались позже в больнице, а сама девочка скончалась. В госпиталь угодил и Ферейра, и его тёща, приехавшая в гости. Брат владельца свалки Иво забрал себе свинцовый контейнер, чтобы использовать в качестве гнета. Через три дня попал в больницу и он.
18 дней спустя в семействе Ферейры на ногах осталась лишь жена владельца свалки Мария. Муж и мать находились в клинике тропических болезней (у них подозревали малярию), племянница лежала в реанимации, деверь потерял сознание прямо у нее на пороге, а двое рабочих мужа, которые распиливали головку, скончались, даже не дойдя до врачей. Связать странный недуг, выкосивший ее семью, с «волшебным порошком» Марии не составило труда. 29 сентября она положила остатки капсулы в мешок, собрала по дому порошок цезия, ссыпав его в жестянку из-под чая, и понесла все это добро в больницу. Придя туда, Мария бухнула мешок на стол дежурному врачу со словами: «Эта штука убивает мою семью».
Операция «Ликвидация» Вы думаете, всё сразу закрутилось-завертелось? Как бы не так. Врачи поразглядывали порошок, поковыряли остатки капсулы и вынесли всё на задний двор больницы, где цезий лежал на открытом воздухе еще два дня. В токсикологический центр доктора, впрочем, позвонили, предположив, что к ним случайно попали остатки списанного рентгеновского оборудования. Но токсикологи не сильно озаботились проблемой, переадресовав ее в городской департамент окружающей среды.
И лишь когда в больницы Гоянии стало обращаться все больше и больше людей с похожими симптомами, кто-то, наконец, догадался померить дозиметром голубой порошок в коробке из-под чая. Первый прибор зашкалило, специалист подумал, что он неисправен. И только когда «сломались» второй и третий дозиметры, до инженера все же дошло, что на заднем дворе больницы совсем не сломанное рентгеновское оборудование.
Специалисты из Национальной комиссии по ядерной энергии приехали в гоянийскую больницу вовремя — местные пожарные как раз собирались выбросить мешок с остатками капсулы в реку. Через два часа все службы города уже стояли на ушах. Понадобилось всего полдня, чтобы выяснить, кто хозяин цезия-137 и еще день, чтобы локализовать очаг. Меры предприняли быстрые и беспрецедентные — дома, где находился порошок цезия, сносили, верхний слой земли срезали, людей, кто хоть как-то контактировал с зараженными, изолировали. Всего нашлось 42 очага заражения, из которых в специальное хранилище было вывезено 3500 кубометров зараженных отходов.
Выявили 130 тысяч человек, которые тем или иным способом контактировали с зараженными. Всех их проверили, помощь понадобилась 1600 жителям города. Что касается непосредственно жертв, то кроме двух рабочих и 6-летней девочки скончалась также жена владельца свалки. Сам он, кстати, умер через пять лет от онкологии печени. Его брат Иво скончался годом позже от рака гортани. А вот закоперщики всей этой заварухи выжили. Дос Сантос и Перейра выписались из больницы спустя три месяца интенсивного лечения. Правда, без рук, которые пришлось ампутировать.
Последствия Последствием Гоаянийского инцидента стало ужесточение регламентов по части хранения и утилизации медицинского оборудования. И только. Никакой просветительской работы, никакого широкого освещения происшествия и элементарного "ликбеза» для населения.
Впрочем, такой безалаберностью по отношению к радиоактивным веществам страдали не только в Бразилии. На излете СССР оказались не у дел так называемые "ядерные маяки» — около тысячи объектов, где в качестве источника энергии использовались радиоизотопные теплогенераторы (РИТЭГ), работавшие на основе стронция-90. Известно как минимум четыре случая, когда охотники за цветными металлами воровали бесхозные РИТЭГи, вскрывали их и умирали от радиационного облучения.
МАГАТЭ подтвердило непричастность РФ к пожару на ЗАЭС
| Просмотров: 3 562 | Комментариев: (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.