Что касается выплат по Закону 1244-1 чернобыльцам.
Забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью они ее не получают. Поэтому, чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении порядка, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Но Правительство усложнило этот процесс и теперь к началу следующего года количество чернобыльцев оставшихся без таких выплат может увеличиться. Считаю, что Государство обязано выплачивать положенные по Закону выплаты не спрашивая на то желания получателя такой выплаты, без заявлений от них.
Уважаемые крымчане чернобыльцы, пользователи сайта. Эта публикация к 8.15 час. 14 октября имеет 1060 просмотров, но только 15 человек проголосовавших в опросе. Неужели не интресен итог? Не верю что Вы столь инертны. Пожалуйста активней, включайтесь в процесс. Не отмалчивайтесь, Ваше мнение важно! И оно будет иметь немаловажное значение.Если Вы, уважаемые пользователи сайта не находите свой вариант ответа в опросе, предложите его в комментарии к публикации, как это сделал Самбурский Г.А.
Не секрет, что некоторые чернобыльцы, забывая подать заявления на выплату ежегодной компенсации, в частности за вред здоровью в итоге ее не получают. По этой причине чернобыльцы высказывали пожелания об упрощении процесса, чтобы такая и подобные компенсации выплачивались в беззаявительном порядке. Однако внесенные Правительством изменения в порядок начисления таких выплат созданием излишней волокиты усложнили этот процесс и теперь возможно к концу года, к сожалению количество чернобыльцев не получивших такие выплаты может увеличиться. Сведений о получателях таких выплат у плательщика предостаточно. Сколько можно перепроверять их?
Уважаемая администрация сайта, уважаемый Григорий Яковлевич, вы как- то там на редакторском совете сайта определитесь..... Вот вы предлагаете проголосовать и сказать наше мнение о товарище Ткачёвой М.Р. Никого не хочу обидеть, выражаю только своё личное мнение, но думаю, что я не одинок в своих мыслях. Я не знаю этого человека, не знаю, чем она конкретно занимается, автором каких инициатив является, что реально сделала в своем регионе и в Крыму и т.д и т.п. Перечень вышеперечисленных ссылок по печатным и видео-материалам абсолютно не проясняет картину об информационном массиве деятельности уважаемой Ткачёвой Марины Рувиновны как в общественно-социальной так и чернобыльской направленности. Более чем за полторы суток нахождения статьи на сайте, сегодня на 19.40 проголосовало всего 13 человек из просмотревших эту статью 270 человек. Это только 4,8 % !!! Так вот стоит ли ставить на сайте вопрос о голосовании за человека, о деятельности которого, никто не знает ???
На днях стало известно, что ВСУ планировали теракт на Курской АЭС – об этом рассказали задержанные члены диверсионной группы. Они прибыли на территорию России под видом беженцев. Ранее Владимир Путин сообщил еще о трех случаях, когда украинцы планировали атаковать атомную станцию в г. Курчатове. Насколько катастрофическими будут последствия подобной диверсии?
Охраняют изнутри и снаружи
Если исходить из опыта, полученного за месяцы СВО, украинские диверсанты могут предпринять атаку на нашу АЭС пятью базовыми путями. Попытаться подорвать объект. Ударить ракетами. Бомбардировать с воздуха. Штурмовать. А также – подорвать плотину на водной артерии, обеспечивающую охлаждение реактора, с целью вызвать снижение уровня воды, перегрев и взрыв.
Надо понимать: атомная электростанция — опасный, технически сложный и уникальный объект. И, в то же время, это далеко не хлипкая конструкция, готовая рухнуть от попадания какого-нибудь «Джавелина». Еще до начала боевых действий АЭС строились с учетом не только реальных, но и потенциальных рисков. Например, станции в Черноземье вполне могут выдержать землетрясение, хотя в этом районе их и не бывает.
Задолго до террористов ВСУ атомные станции прикрывали специальные подразделения ПВО. По периметру закладывались минные поля. Все действующие станции охраняются войсками национальной гвардии — вооруженными и оснащенными спецтехникой профессионалами. Линия охраны каждой АЭС выстроена по всему периметру. Попасть внутрь зданий станции можно только через контрольные пункты, предъявив пропуск с фотографией, который есть в электронной базе сотрудников. Все эти меры начали появляться еще на рубеже веков, когда наша страна активно противостояла исламским террористам. И с тех пор в систему безопасности вносились только дополнения: учли опыт 11 сентября в США, Фукусимы-1 и других трагедий.
Подрывать топливо АЭС бессмысленно
Но, теоретически, предположим, что враг нанес по станции мощный ракетный удар. Взрыв добрался до запасов топлива. На АЭС используется низкообогащенный уран-235. Поэтому, что ни делай с ним, ядерного взрыва не будет.
Более того, топливо настолько безобидно, что при изготовлении тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) персонал не нуждается в противорадиационной защите. Свежие ТВЭЛы безопасны, можно не только рядом находиться с ними, но и трогать руками — никакой угрозы от них для человека и природы не исходит. Соответственно, их разрушение также не является проблемой.
Но что будет, если ракета врежется в действующий ядерный реактор? Большинство современных электростанций - сверхзащищенные конструкции, способные выдержать крайне серьезные нагрузки и повреждения. Например, падение самолета массой до 400 тонн на скорости до 150 м/с. Падение самолета даже испытывали: истребитель «Фантом» F4 массой 8,5 тонн разогнали до 770 км/ч и направили в бетонную стену, аналогичную гермооболочке реактора. Как результат — истребитель сделал выбоину глубиной всего 6 см, что для защитного корпуса не более, чем царапина.
От внешнего воздействия конструкция здания ядерного блока защищена еще и деформационными швами вместе с межблочным пространством. Это исключает прямую передачу динамического воздействия от внешней оболочки на внутреннюю, под которой и расположено реакторное оборудование.
Современный реактор взрываться не станет
Но, допустим, что энергоблок серьезно пострадал в результате артобстрела - станция обесточена. Или из-за подрыва плотины нарушена система охлаждения реактора. Даже если вся охлаждающая вода современного реактора ВВЭР испарится, защитная оболочка энергоблока выдержит образовавшееся внутреннее давление пара. Для снижения давления сработает спринклерная система, распыляющая борную кислоту. Она конденсирует пар в воду, за счет чего давление снижается.
Даже если случится максимально опасная ситуация: защитный контур будет разрушен «Химарсом», а вода выкипит, то даже тогда борная кислота, которая отлично поглощает нейтроны, попадет в активную зону реактора и он «потухнет».
ТВЭЛ ядерного реактора.
Если взять самый негативный сценарий: с подрывом плотины отвели воду, по реактору нанесли мощный ракетный удар или подорвали, ворвались внутрь АЭС и повредили все возможное оборудование. У современных атомных станций на такой случай есть ловушки расплавленной массы. 750-тонная чаша, наполненная оксидом железа и борной кислотой не только удержит в себе кипящую, разогретую до 2500 градусов массу топлива, но и остудит ее, заглушив реакцию. Топливо попросту застынет и останется стабильным.
Но как же Чернобыль и Фукусима?
Почему же тогда был Чернобыль? Дело в том, что на той АЭС были установлены реакторы РБМК, а это принципиально иная конструкция относительно ВВЭР. Если в ВВЭР при авариях цепная реакция затухает, то в РБМК, наоборот, разгоняется. Кроме того, РБМК не имеет защитной оболочки от внешнего или внутреннего воздействия, и располагает лишь одноконтурной системой охлаждения.
Ловушка расплавленной массы для новой АЭС.
Что касается Фукусимы-1, то хотя там и использовались реакторы типа ВВЭР, их охлаждение было невозможным без подпитки водой извне. Аварийные дизель-генераторы на АЭС были установлены в подвальных помещениях, их затопило. Станция полностью лишилась электричества, вода не качалась. Это привело к перегреву реакторов.
Кроме того, на Фукусиме-1 использовалась одноконтурная система охлаждения с кипящей водой. Перегрев и обильное парообразование вызвало реакцию с циркониевыми оболочками ТВЭЛов, в результате чего образовался водород под гермооболочкой. Когда на станцию подали электричество, искры подожгли внутри газ и случился взрыв. На современных атомных электростанциях все эти ошибки учтены.
В Росатоме потенциальные угрозы прогнозируют
Значит, можно спать спокойно? Увы, нет. Замена реакторов РБМК на ВВЭР в полной мере не произведена. Взять ту же Курскую АЭС в Курчатове. Энергоблок №1 РБМК-1000 Курской АЭС был остановлен 19 декабря 2021 года после 45 лет эксплуатации. Но на станции продолжают работать еще три блока с реакторами того же типа. Им на замену строятся энергоблоки №1 и №2 Курской АЭС-2 поколения «3+» с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР).
Строительство Курской АЭС-2.
Благо, еще одна атомная станция, близкая к Украине, Нововоронежская - первая в России с реакторами типа ВВЭР (водо-водяные энергетические реакторы корпусного типа с обычной водой под давлением). Каждый из пяти реакторов станции является головным прототипом серийных энергетических реакторов.
Из этого следует, что Курчатов, действительно, слабое звено в приграничном регионе. И ему следует уделить особое внимание в вопросах охраны, как от нападения диверсионной группы, так – и от атак с воздуха. К тому же, ВСУ могут подвести РСЗО на расстояние 150 км. То есть и к ракетной атаке надо быть готовыми. Отрадно, что в «Росатоме» потенциальные угрозы понимают. И в этом году строители в максимально сжатые сроки провели бетонирование третьего яруса внутренней защитной оболочки здания реактора энергоблока – его высота составляет 15 метров. Как утверждает специалист по ядерной энергетике Алексей Анпилогов, президент фонда «Основание», оболочка энергоблоков способна выдержать падение самого крупного пассажирского самолета Boeing-747 с полным запасом топлива.
Бетонирование третьего яруса АЭС в Курчатове.
Слабое звено – отработанное ядерное топливо
Кроме того, объектом атаки террористов может стать не только реактор, но и отработанное топливо, которое зачастую хранят на территории АЭС или около них. Технологий по переработке средне (САО) и высокоактивных радиоактивных отходов (ВАО) – не существует. Поэтому во всём мире такие отходы принято просто складировать.
Например, в случае с регулярно подвергающейся обстрелам ВСУ Запорожской атомной электростанцией отработанное ядерное топливо (ОЯТ) хранится как раз около нее на огороженной площадке. На текущий момент там располагается 174 контейнера с «отработкой».
Хранилище отработанного ядерного топлива.
В отличие от свежих ТВЭЛов, которые полностью безопасны, использованное топливо из реакторов крайне радиоактивно. Поэтому даже его замена происходит дистанционно с мощной защитой от ионизирующего излучения. Обращаются с ОЯТ крайне осторожно. Любое нарушение технологии замены, хранения или последующей переработки «отработки» могут привести к тяжелым последствиям.
Хранят ОЯТ в металлических герметичных корзинах, которые располагают в высоких бетонных бочках. Хранилища достаточно прочны, но повредить его, например, с помощью РСЗО HIMARS, можно.
Курская АЭС в этом направлении уже подстраховалась: там ввели в эксплуатацию новый комплекс хранилища твёрдых радиоактивных отходов (ХТРО-III). Его вместимость впечатляет: 4680 упаковок высокоактивных отходов (ВАО); 240 контейнеров среднеактивных отходов (САО); 320 пеналов с источниками ионизирующего излучения.
Отсеки с отходами закрыты крышками из нержавеющей стали и тяжёлого бетона, толщиной в 600 мм. Пробить это можно. Другое дело, что с такой зашитой ни доставленные к станции диверсантами объемы взрывчатки, ни условная ракета HIMARS к Апокалипсису не приведут. Да, при негативном сценарии, выброс может произойти. Но последствия будут очень локальными.
То есть, если обобщить: провести диверсию на АЭС, которая бы привела к серьезному радиоактивному выбросу, крайне сложно. Надеяться вызвать аварию, аналогичную Чернобылю, бессмысленно. При захвате, скажем, Курской АЭС на этой уйдет слишком много времени. А на Нововоронежской вообще физически невозможно.
"Ростех" изготовил платформы для перевозки ОЯТ.
Да, непросто защитить почти четырнадцать километров ограждающей дамбы водоема-охладителя Курской атомной станции. Но помимо ограждающей дамбы, на Курской АЭС действуют более 30-ти гидротехнических сооружений – каналы, бассейны, насосные станции, водозаборные сооружения. Они построены так, чтобы в экстренной ситуации могут перераспределять нагрузку. Поэтому пытаться «достать» до АЭС через водохранилище – нереалистично. Здесь потребуется войсковая операция по захвату всего объекта.
Скорее всего, террористы сосредоточатся на ударе по ядерным отходам. И вот тут государству стоит дважды проверить свои возможности по защите объектов. Быть может, даже пойти на риск и без широкой огласки транспортировать отработанное топливо подальше от границы и потенциальных диверсионных групп ВСУ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.