По большинству споров, рассматриваемых в судах, чернобыльцам платить государственную пошлину не придётся. Но по тем категориям дел, на которые льготы по государственной пошлине не распространяются, размер её повышается значительно. Также необходимо отметить ещё одно изменение. При назначении судебной экспертизы при рассмотрении спора в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ необходимо будет внести её стоимость на депозит судебного департамента. В целом для простых граждан изменения можно охарактеризовать как затруднение к доступу к правосудию (это моё мнение). С другой стороны лицо, обращающееся в суд, вместе со своим юристом должны более тщательно анализировать перспективы дела.
Самый главный, важнейший и животрепещущий вопрос - расчёт ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью из заработка за период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - не рассматривается на протяжении многих лет. Именно этот вопрос должен рассматриваться в первую очередь. Почему этот вопрос не поднимается представителями чернобыльских общественных организаций, которые участвуют в работе комитетов, - не понятно.
26 апреля 1986 года произошла одна из самых страшных катастроф в истории мирного атома – авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 36 лет многие люди при упоминании мирного атома или атомной энергетики сразу же вспоминают страшный Чернобыль, передает Liter.kz.
Что произошло 36 лет назад
Период 1960-80-х годов прошлого столетия считается расцветом атомной энергетики, именно мирного атома. АЭС тогда активно строили, в том числе и Чернобыльскую станцию. Ее строительство началось еще в 1970 году, а первый энергоблок был подключен к энергосистеме СССР в 1977 году. Позднее были введены в эксплуатацию еще три энергоблока, а ежегодная выработка энергии станции составляла до 19 миллиардов киловатт-часов. Авария 1986-го была на ЧАЭС не первой. Еще в 1982 году во время пробного пуска первого энергоблока разрушился один из технологических каналов реактора, была деформирована графитовая кладка активной зоны. Пострадавших не было, а ликвидация последствий ЧП заняла около трех месяцев.
На ЧАЭС испытания и эксперименты проводились регулярно. Как и на других станциях. К сожалению, один из таких нестандартных опытов на ЧАЭС привел к катастрофическим последствиям. В ночь на 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС проводились испытания турбогенератора. Планировалось, что при остановке реактора можно будет использовать часть вращающейся энергии ротора турбогенератора для аварийного электроснабжения. Несмотря на то что технические условия реактора не соответствовали требованиям эксперимента, испытания были проведены. В результате грубых нарушений правил эксплуатации станции и некоторых конструктивных особенностей реактора в 1 час 23 минуты ночи на энергоблоке произошел взрыв и пожар.
В Чернобыле был взрыв воды по принципу чайника, когда кипящая вода начинает поднимать его крышку, но в реакторе температура поднялась настолько быстро, что вода внутри него практически моментально вскипела и пар вырвался наружу. Там использовался реактор типа РБМК (реактор большой мощности, канальный), который не строится нигде в мире после этой трагедии. Стоит отметить, что на текущий момент на современных реакторах какие-либо нерегламентные исследования уже более не проводятся, – объясняет инженер-атомщик Асет Махамбетов.
Масштаб трагедии
Авария на ЧАЭС стала крупнейшей в истории атомной энергетики и потрясла без преувеличения весь мир. Была полностью разрушена активная зона реактора, здание энергоблока частично обрушилось, произошел значительный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду. Официально считается, что в первые три месяца после аварии скончался 31 человек, ещё 19 смертей с 1987 по 2004 год предположительно можно отнести к прямым последствиям катастрофы. 134 человека из числа сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд перенесли острую лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Высокие дозы облучения людей, в основном из числа аварийных работников и ликвидаторов, послужили или могут послужить причиной четырех тысяч дополнительных смертей от отдаленных последствий облучения. Однако споры ученых о долгосрочных последствиях катастрофы продолжаются до сих пор.
Чернобыльская трагедия заставила сделать выводы и международное сообщество. Вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС МАГАТЭ разработало две конвенции, которые были ратифицированы государствами-членами: Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, которые закладывают международную правовую основу для оповещения о чрезвычайных ситуациях, обмена информацией и оказания международной помощи по запросу. Эти конвенции уполномочивают МАГАТЭ действовать в качестве международного центра, координирующего мероприятия такого рода.
После трагедии на ЧАЭС значительная часть атомных проектов была заморожена, развитие отрасли сильно затормозилось.
Зачем снова?
В конце 1990-х годов к развитию атомной энергетики вновь активно вернулись. Почему это произошло? Как ни странно, причина в безопасности.
К концу столетия все осознали, насколько вредна для людей, для окружающей среды традиционная угольная электроэнергия. Возобновляемые источники энергии – солнечная, ветровая, и сейчас продолжают оставаться не самыми стабильными и весьма дорогими.
Уроки Чернобыля выучены атомной энергетикой. Было пересмотрено отношение ко всем компонентам системы безопасности, включая беспрецедентные в мировой практике меры по реконструкции и усовершенствованию реакторов. На действующих АЭС было принято значительное число мер по совершенствованию системы ядерной безопасности: технические и организационные меры были приняты сразу после Чернобыльской аварии, а за период 1987–1991 годов было произведено усиление системы безопасности, что существенно уменьшило проектные недоработки, которые в свое время привели к аварии.
Еще один чернобыльский урок — необходимость совершенствования системы аварийного реагирования. Для того чтобы максимально защитить и персонал, и людей в случае угрозы аварийного облучения, не допустив при этом неоправданного вмешательства, к решению задач аварийного реагирования привлекаются видные ученые и специалисты по радиационной защите.
Сегодня специалисты в атомной энергетике уверяют, что повторение трагедии ЧАЭС уже невозможно. Примером этому является, как ни странно, другая крупная авария – на АЭС Фукусима-1 (Япония), произошедшая 11 мая 2011 года. Этой аварии был присвоен максимальный, 7-й уровень по Международной шкале ядерных событий, как и аварии на ЧАЭС. Однако по масштабам ядерных выбросов авария на Фукусиме в пять раз меньше, чем в Чернобыле. Эксперты объясняют: началась авария на японской АЭС из-за землетрясения и цунами, но ее развитие и итог являются результатом ряда неудачных решений сотрудников станции.
Когда реактор останавливается, внутри него продолжает вырабатываться небольшой процент тепла. После землетрясения и отключения электроэнергии заработали пристанционные дизельные генераторы, используемые для насосов, для охлаждения реактора водой, но, когда станцию накрыло цунами, то дизельные генераторы залило водой, и они вышли из строя. И в наступившем хаосе сотрудники станции приняли ряд технических решений, которые и привели ко взрыву, но это был не ядерный взрыв. Это был взрыв водорода, так как тепловыделяющие сборки в активной зоне реактора были сделаны из сплава циркония, который при высокой температуре и взаимодействии с водой вырабатывает водород, который является взрывоопасным газом. И эта гремучая смесь накопилась в здании и взорвалась, – говорит Махамбетов.
Теоретически повторение катастроф в той или иной форме исключать полностью нельзя. Но для этого должна произойти череда совершенно невероятных по своей трагичности совпадений, включая как природные ЧП, так и череду человеческих ошибок. Каждое обновление, каждая новая технология учитывает опыт прошлых ошибок. Поэтому в современных атомных реакторах обеспечивается практическое устранение возможности аварий с разрушением активной зоны реактора еще на стадии проектирования, то есть реализуется концепция "устранение аварии при проектировании".
В новых проектах реакторов используются разные системы безопасности, которые не позволяют выйти радиоактивным частицам за пределы АЭС. Кроме того, в современных проектах АЭС достигается автономность работы реактора при аварии до 72 часов. То есть реактор может самостоятельно остановиться и находиться в безопасном состоянии трое суток без человеческого вмешательства, – объясняет Махамбетов.
Сегодня вероятность тяжелой аварии для действующих реакторов – одно ЧП на 10 миллионов лет. Усовершенствованные технологии дают гарантии минимизации рисков. Именно поэтому мир не отказывается от использования АЭС. Даже в тех странах, где после Чернобыльской трагедии были приняты категоричные решения об отказе от использования атомной энергетики (например, в Германии), сегодня дискуссии о возврате к современным атомным реакторам возобновлены.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.