Мобильная версия > Главная Законы + НПА + Документы Объявления, ответы на вопросы Публикации Судебная практика Творчество Видео, аудио Глас народа Здоровье

Симферополь:



Популярные статьи
  • В Обнинске при поддержке МИД РФ прошёл международный детский форум «Ядерная дипломатия»
  • ПЕРСПЕКТИВА БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
  • 10 НОЯБРЯ - Всемирный день науки за мир и развитие
  • 27 октября день автомобилиста 2024
  • 5 свежих комментариев
    • pom4er.klim
      Написал(а): pom4er.klim
    • pom4er.klim
      Написал(а): pom4er.klim
    • pom4er.klim
      Написал(а): pom4er.klim
    • Покрышкин-87
      Написал(а): Покрышкин-87
    • Александр Алексеевич
    КНИГИ О ЧЕРНОБЫЛЕ





























    ФИЛЬМЫ О ЧЕРНОБЫЛЕ









    КЛИКНИТЕ ОТКРОЕТСЯ



















    НОВОСТИ




    Праздники России


    Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru






    СВЯЗЬ С АДМИНОМ САЙТА V







    СЧЕТЧИКИ

    На глобусе от clustrmaps.com/ показаны посетители сайта со всего мира в реальном времени



    Флаги стран, граждане которых посетили сайт более 65 раз

    Flag Counter

    СЧЕТЧИК FC ВКЛЮЧЕН 07.07.2016

    Flag Counter СЧЕТЧИК FC ВКЛЮЧЕН 20.06.2023
    Monitorus. Мониторинг сайтов и серверов. Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

    ЗАХОДИ, ЕСЛИ ЧЕ...

    Анализ сайта
    - Законы тщетно существуют для тех, кто не имеет мужества и средств защищать их. Томас Маколей - Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие. Сенека - Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души. Джефферсон Т. - Благо народа — вот высший закон. Цицерон - Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия. Сюньцзы - Кто для других законы составляет, Пусть те законы первым соблюдает. Чосер Дж. - Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость. Цицерон - Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия. Вольтер - Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвет их и вырвется. Солон - Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства. Филдинг Г. - Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества. Руссо Ж. - Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл. Цицерон - Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение. Юстиниан - Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла. Джефферсон Т. - Хорошие законы могут исправить заблуждения в душе, счастливо рожденной и невоспитанной, но они не могут добродетелью оплодотворить худое сердце. Державин Г. Р. - Нет человека, стоящего выше или ниже закона; и мы не должны спрашивать у человека разрешения на то, чтобы потребовать от него подчиняться закону. Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость. Рузвельт Т.

    КРЫМСКИЙ ПОРТАЛ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ - ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СПАС

    Уважаемые, посетители на нашем сайте силами участников ЛПК на ЧАЭС, однополчан, побратимов, родных и близких, крымчан пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, ПОРовцев, участников ликвидации последствий других ядерных аварий создается - электронной версии «Книги Памяти» - сводный поименный список умерших крымчан, подвергшихся воздействию радиации. Для входа в Книгу и внесения данных кликните в меню – Книга Памяти. Открыв ее следуйте инструкции размещенной в публикации. Спасибо всем за участие в создании Книги Памяти. Огромное спасибо лично Геннадию Анатольевичу Самбурскому из Джанкоя, первому откликнувшемуся на призыв о создании Книги.
    +++--РЕГИСТРАЦИЯ--+++--ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ--+++--ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ--+++

      Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов
    13-12-2020, 11:40 | Автор: pom4er.klim | Категория: Публикации
    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов
    23 декабря исполнится 14 лет, как в Павлодаре увековечили память о ликвидаторах Чернобыльской катастрофы открытием памятника.

    Корреспондент Pavlodarnews.kz встретился с павлодарцами – теми, кто был на ЧАЭС в первые дни аварии, кто вызвался добровольцем и приехал ликвидировать последствия катастрофы союзного и европейского масштаба.

    В 1985-87 годах Валерий Павлов проходил службу в Киевском полку гражданской обороны СССР – воинского подразделения, специально созданного для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного, техногенного и природного характера. В день катастрофы на ЧАЭС он находился на посту дежурного воинской части.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – 26 апреля я принял по телефонному коммутатору сигнал боевой тревоги «Набат». Боевая тревога сама по себе событие чрезвычайное, а здесь «Набат», по значимости это второй сигнал после сигнала о начале ядерной войны, – объясняет Валерий Михайлович. – Весь полк сразу пришел в действие. Бойцы получили снаряжение, оружие, все средства защиты, вывели спецтехнику из ангаров. Через 40 минут весь рядовой и офицерский состав в полной выкладке находился на плацу.

    Прибывший командир полка привез новые вводные. Бойцы сдали все оружие, взяли специальные приборы для замеров радиации и автоколонной выдвинулись в сторону Чернобыльской АЭС.

    – Мы не доехали до станции несколько километров, видели ее и дым, поднимающийся над ней. Нас остановили приказом о развертывании пунктов специальной обработки (ПУСО) на выездах со станции, только рота химической разведки поехала дальше, – рассказывает Валерий, добавив, что ему тогда запомнилась сумасшедшая суета: носились машины скорой помощи, на помощь пожарной части станции прибывали пожарные из Чернобыля и Киева, при этом выстроились километровые очереди автотехники, спешившей покинуть опасную зону.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – В составе средств ПУСО находились авторазливочные станции (АРС) со специальной жидкостью для обработки автомашин от радиоактивной пыли. В цистерну с водой добавляли какой-то реагент, дававший густую пену, – воспоминает Валерий. – В первые дни мы тратили по 5-7 минут только на дозиметрическую проверку одной единицы техники. Смытая пеной пыль стекала с асфальта в кювет и, естественно, фонила. По мере работы пункты отодвигали от станции все дальше и дальше, в итоге остановившись на 30-километровой зоне.

    По словам ликвидатора, все приходило с опытом. Сооружались эстакады, воду после обеззараживания транспорта насосами перегоняли в специальные цистерны, оттуда забирали и сливали в могильники. При дозиметрической проверке сразу лезли щупом под крылья авто – там больше всего набивалась радиоактивной пыли с земли. Кроме постов огнеборцы полка отличились непосредственно на станции, принимая участие в операции по откачке воды из-под аварийного реактора.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – Много работы проделала рота радиационно-химической разведки, засекая дозиметрами уровень радиации и обстреливая зараженные участки специальными флажками, – рассказывает Валерий. – Все, кто служил в полку, рвались сюда. Когда пришла пора возвращаться, я не хотел уезжать. Уже втянулся в работу, знал все тонкости, по звуку дозиметра определял уровень радиоактивного заражения. Конечно, такой катастрофы никто не ожидал, но наш полк ГО не ударил лицом в грязь. Молодцы ребята, молодцы офицеры. Не было такого, чтобы командир полка отсиделся в штабе и не вышел вместе с нами, да и не могли офицеры струсить – почти все прошли Афган.

    Трижды подавал рапорт на службу в Афганистан окончивший военную кафедру индустриального института лейтенант инженерных войск Виктор Деймунд. В 1986 году его вызвали в военкомат, где спросили, поедет ли он туда, где гораздо хуже, чем было в Афганистане, – в Чернобыль?

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – Сказали: пройдёшь медкомиссию, отправка завтра, – вспоминает Виктор Георгиевич. – Оказался годен, только терапевт застопорил – не было флюорографии, сказал: придешь через три дня. Я в отчаянии к военкому, так, мол, и так. Спрашивает: в целом здоров? Так точно, здоров. Смял обходной квиток, выкинул: служи!

    Из Павлодара в Алматы поездом, оттуда в Киев самолетом, в аэропорту новобранцев погрузили на «Уралы» и отравили в Гомель.

    – Нам сразу объявили, что мы находимся на военном положении. Разместились в чистом поле. Сначала вырыли землянки, жили там некоторые время, затем перебрались в палатки. Терпели все тяготы и лишения военной службы. Перед нами поставили боевую задачу – снизить радиоактивный фон в двух деревнях с 40 до 10 мкР/ч за счет удаления зараженного грунта, – рассказывает Виктор.

    Сначала использовали инженерные машины, но они оказались неэффективными, тогда солдаты и офицеры взялись за лопаты. Дело пошло лучше. Грунт складывали в спецконтейнеры и увозили в могильники. Задачу выполнили.

    – Работая лопатой наравне со своими бойцами, я не предполагал, что это очень пригодится мне в будущем. Это укрепило авторитет командира.

    Подразделение передислоцировалось в город Чернобыль, где бойцы очищали от мусора балконы многоэтажек. В квартиры заходить запрещалось по причине борьбы с мародерством. Когда стало известно, что над разрушенным реактором возвели укрытие, бойцов перебросили на ЧАЭС – очищать крышу соседнего реактора от радиоактивного мусора.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – Фон там от 300 Р/ч и выше. Двадцать минут пребывания на крыше – гарантированная смерть на месте, – отмечает Виктор. – Моя задача как командира – вывести солдат, проследить за временем и через минуту дать приказ о возвращении. Подготовка к выходу процесс хлопотный, после душевой и выдачи новой формы облачение в спецкостюм.

    Надевали по очереди: свинцовую набедренную повязку, свинцовый жилет вроде пончо, сверху два резиновых просвинцованных фартука, сантиметровой толщины каждый, резиновые сапоги в полиэтиленовых бахилах, каска, маска-лепесток на лицо от радиоактивной пыли. Бойцы поднимались на самый верх, по сигналу прыгали в проем в стене, хватали брошенные там же лопаты и забрасывали мусор в спецконтейнеры, которые забирал башенный кран.

    – Выходили парами. Как-то раз один вернулся, а другой нет. Десять секунд прошло, я снова кричу «Назад», а он не идет. Проем в стене перегораживала свинцовая плита, я выглядываю из-за нее и вижу – мой боец наклонился и завис, что-то случилось, – помрачнев, рассказывает Виктор. – Не долго думая, выскакиваю на крышу, хватаю его и тащу на себе к проему. А парнишка этот выше меня ростом, центнер весом, да еще мы оба в сорокакилограммовой амуниции – итого, считай, 180 килограммов. Десять метров пронес, выдохся и фактически уронил бойца за плиту.

    Оказалось банальнейшее – веревка на поясе лопнула, и повязка упала на колени, идти невозможно, а поднять ее на пояс мешали жилет и фартуки.

    – Случалось, что люди отказывались выезжать на станцию, – признается Виктор. – Я не настаивал, оставлял в расположении части, отправлял в наряды, по возвращении проводил беседы, объяснял, и в итоге отказов выходить на крышу не было. Всего мы поднимались на здание реактора девять раз. Как только набрали предельно допустимую норму радиоактивного облучения, нас комиссовали.

    Обычно пребывание в зоне ликвидации аварии ограничивалась тремя месяцами. Доброволец Александр Осипов задержался на четыре. В течение первых трех служил в отряде радиационно-химической разведки, где попутно боролись с мародерами.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – Все, кто был в отряде, прошли армию, морфлот, и хоть оружия нам не выдавали, с мародерами мы успешно справлялись, – вспоминает Александр Анатольевич, поясняя, что несмотря на то, что большую часть населения эвакуировали, в деревнях оставались несколько стариков, которые наотрез отказались уезжать. Они-то и были глазами и ушами разведчиков, подсказывали, к какому дому стоит присмотреться, где видели чужих.

    По окончании службы в разведке неделю Александр отработал на пункте специальной обработки и лишь затем попал на ЧАЭС.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    – Нас определили на участок под козловыми кранами – собирать щебень, – рассказывает Александр. – Процедура такая: заходим в один из боксов третьего энергоблока, снимаем всю одежду, затем в душ, после проходим в «чистую» зону, надеваем новое белье, одежду, грузимся в машину, по команде выскакиваем, ломами долбим щебень и лопатами закидываем в контейнеры. Трудимся без перерыва 15 минут, по сигналу прекращаем работу. На станции все повторяется: одежду снял, душ, новую надел. У хоть у каждого свой дозиметр, тебя еще раз проверят. Затем на развозке увозят в деревню. Так мы работали 21 день.

    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов


    Как пояснил Александр, на место выбранного щебня в тот же день засыпали новый, который, вобрав в себя радиацию, снова оказывался в специальных контейнерах.

    – На первый взгляд какая-то бессмыслица – очищать фон щебнем, но хочу напомнить, что подобной катастрофы в мировом масштабе не было, и никто не знал, как ее ликвидировать. Использовали разные методы, в том числе и этот, – подчеркивает чернобылец.


    Чернобыльская катастрофа глазами ликвидаторов

    Ликвидаторы признаются, что поездка на ЧАЭС – очень сильная школа жизни, гораздо сильнее, чем если бы они побывали в Афганистане. Виктор Деймунд, председатель общественного объединения «Союз Чернобыль», рассказывает, что сейчас из 1200 ликвидаторов в Павлодарской области проживает 250 человек, многие умерли от последствий заработанного там облучения.

    Но на тот момент ни у кого не было ни малейших колебаний: ехать – не ехать, Родина оказалась в беде, и они пришли ей на помощь.

    Константин Шелков
    Фото автора
    Архивные фото Александра Осипова, Валерия Павлова, Виктора Деймунда, Константина Шелкова.

    http://pavlodarnews.kz/novosti/chernobylskaya-katastrofa-glazami-likvidatorov-/

    Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

    html-cсылка на публикацию
    BB-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию

    Смотрите также:
     |  Просмотров: 800  |  Комментариев: (0)
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Информация
    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.
    ПОНРАВИЛАСЬ НОВОСТЬ ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

    ВВЕРХ

    Бесплатная проверка работы вашего сайта
    Проверьте работу сайта с 20+ точек по всему миру!