По большинству споров, рассматриваемых в судах, чернобыльцам платить государственную пошлину не придётся. Но по тем категориям дел, на которые льготы по государственной пошлине не распространяются, размер её повышается значительно. Также необходимо отметить ещё одно изменение. При назначении судебной экспертизы при рассмотрении спора в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ необходимо будет внести её стоимость на депозит судебного департамента. В целом для простых граждан изменения можно охарактеризовать как затруднение к доступу к правосудию (это моё мнение). С другой стороны лицо, обращающееся в суд, вместе со своим юристом должны более тщательно анализировать перспективы дела.
Самый главный, важнейший и животрепещущий вопрос - расчёт ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью из заработка за период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - не рассматривается на протяжении многих лет. Именно этот вопрос должен рассматриваться в первую очередь. Почему этот вопрос не поднимается представителями чернобыльских общественных организаций, которые участвуют в работе комитетов, - не понятно.
Уран-графитовый реактор АДЭ‑2 станет музейным экспонатом
На Горно-химическом комбинате (ГХК) завершают вывод из эксплуатации двух промышленных уран-графитовых реакторов — АД и АДЭ‑1. Скоро начнут вывод третьего — АДЭ‑2, но у него особый путь, он станет музейным экспонатом. Технологии и оборудование для ликвидации ядерного наследства также созданы на комбинате. Практические работы на ГХК стартовали в 2015 году с бетонирования АД, а в 2020‑м начали бетонировать АДЭ‑1. Вывод из эксплуатации включает в себя создание необходимых объектов инфраструктуры, извлечение и переработку радиоактивных отходов (РАО), создание барьеров безопасности вокруг подземной части реактора, то есть локализацию графитовой кладки. Процесс предусматривает укладку барьера из 8,7 тыс. м3 бетона и 37,43 тыс. м3 глинистого материала в каждый реактор. Есть возможность создания дополнительных барьеров безопасности, существует и естественная защита — надежный скальный массив, реакторы расположены в подгорной части комбината. Объемы демонтажа минимальны, а значит, не надо строить новые хранилища РАО и нести дополнительные финансовые затраты. Эта технология вывода была запатентована специалистами ГХК в 2010 году.
«В мировой практике аналогичные объекты зачастую консервируют или в крайнем случае цементируют, откладывая тем самым окончательное решение проблемы. Но цемент служит гораздо меньше, чем наша уникальная практика использования долгоживущих глинистых материалов, которая обеспечивает все требования безопасности по захоронению этих объектов», — объясняет ведущий научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН Виктория Крупская.
При выводе было немало сложностей. Для задувания барьерной смеси и контроля за бесполостным заполнением нужны были проходки в сложных конструкциях реакторов, а значит, потребовались устройство для дистанционной резки металлоконструкций, трубопроводы, насадки для заполнения объемов и оборудование для контроля качества заполнения. Основную часть всех этих инструментов разработали и внедрили специалисты ГХК, оформив несколько патентов на свои изобретения. За саму же разработку технологии вывода комбинат получил множество наград как на международных, так и на всероссийских конкурсах и выставках.
АД (1958–1992) и АДЭ‑1 (1961–1992) — одноцелевые проточные реакторы для наработки оружейного плутония, и работы по ним близки к завершению. Окончательный вывод из эксплуатации двухцелевого АДЭ‑2, который нарабатывал плутоний, а также обеспечивал Железногорск отоплением и горячей водой, будет несколько отличаться. Остановленному в 2010 году реактору предстоит стать главным экспонатом музея АДЭ‑2. Но и это будет захоронение на месте.
«Впереди у нас не менее важная работа по выводу из эксплуатации АДЭ‑2, бассейна-хранилища РАО, а также радиохимического производства, что, в свою очередь, позволит развивать на освободившихся площадях новые направления нашей деятельности, в частности — строительство жидкосолевого реактора. Большой накопленный опыт обязательно нужно транслировать — прежде всего для Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, использовать его на других объектах, в том числе за рубежом», — подчеркнул генеральный директор ГХК Дмитрий Колупаев.
Напомним, в рамках реализации концепции замкнутого ядерного топливного цикла на ГХК к 2031 году должны построить жидкосолевой исследовательский реактор небольшой мощности. На нем будут отрабатывать технологии дожигания долгоживущих отходов ядерной энергетики — минорных актинидов, что является важной задачей для отрасли с точки зрения экологии. https://www.atomic-energy.ru/news/2023/06/09/136102
Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.